Фильтры поисковых систем

Всем привет! Давайте уже пополним наш чек-лист продвижения пунктом на проверку сайта на фильтры.

Фильтр — это пессимизация (понижение или исключение) сайта из поисковой выдачи. Накладывается на сайты, использующие чёрные методы seo, на некачественные сайты, на сайты с определёнными техническими ошибками; ну или бывает что случайно. Но это редкость.

В целом алгоритм действий следующий:
1. Проверить сайт на фильтры
2. Если есть — исправить ошибки
3. Сообщить об этом в техническую поддержку поисковика
4. Ждать результатов. Ждать, как правило, долго. От 2 недель до 2 месяцев.

Яндекс может обрушить свой гнев в виде следующих неприятностей: бан, АГС, Ты последний, Ты спамный, непот-фильтр, поведенческий фильтр, аффилиат-фильтр, фильтр за неуникальные сниппеты. Google же радует вебмастеров следующими фильтрами и алгоритмами: Пингвин, Панда, Песочница, Сопли, фильтр за битые ссылки, EMD алгоритм, удобство мобильных пользователей, оценка ответа сайта, фильтр за неуникальные сниппеты, и вроде как ещё и Детская Панда.

Начнём с общих причин попадания под фильтры:

  • неуникальный контент
  • внутренние дубли страниц (и, соответственно, контента)
  • избыточное количество ключевых слов
  • страница не отвечает на запросы пользователя
  • резкий прирост ссылочной массы
  • неестественность ссылочной массы
  • накрутка поведенческих факторов
  • наличие линкопомойки на сайте
  • перенасыщенность сайта рекламой

Как видите, причины стандартные, но везде есть свои нюансы. Поехали разбираться с Яндексом.

Бан.
Сайт полностью исключается из выдачи поисковой системы Яндекс. Страницы удаляются из поисковой выдачи. Накладывается за очень, ну просто пиздец какие нарушения лицензии поисковика.
Проверить: через сервис Яндекс.Вебмастер. В случае если количество загруженных страниц стало равно нулю – сайт попал под бан.

АГС.
Фильтр направлен на борьбу с сайтами низкого качества, созданными лишь для роботов поисковых систем или для извлечения материальной выгоды их владельцами (продажа ссылок, статей, рекламы). В случае применения данной санкции к сайту в индексе поисковой системы Яндекс остается минимальное количество страниц.
Проверить: если при проверке у сайта в индексе их присутствует менее 10 при фактически большем количестве – вероятно, ваш ресурс под фильтром.
Что делать: необходимо внимательно проанализировать сайт на предмет текстов, предназначенных не для людей, а также нарушений лицензии поисковой системы. Устранить найденные проблемы и написать письмо в службу поддержки Яндекс.Вебмастер с просьбой рассмотреть возможность снятия санкций. Либо перенести сайт на другой домен, а с прежнего поставить 301 редирект, однако в этом случае существует вероятность повторного наложения фильтра АГС, но уже на новый домен.

Ты последний.
Суть фильтра сводится к избавлению выдачи от документов, не представляющих реального интереса для пользователей. Среди факторов, которые приводят к наложению фильтра «Ты последний» можно выделить неуникальный и неактуальный контент, использование шаблонного дизайна, редкие обновления контента на сайте. Характеризуется падением позиций и трафика у продвигаемого сайта.
Проверить: если подозреваете, что сайт попал под «Ты последний», введите в строку поиска любую фразу со страницы и проанализируйте позиции ресурса по ней в выдаче поисковой системы. Если сайта нет, а в режиме «Показать все без исключения» он присутствует на самой последней странице, то вы столкнулись с фильтром «Ты последний».
Что делать: использовать только уникальный и полезный контент на своем сайте. В случае, если санкции были наложены, необходимо написать письмо в службу поддержки Яндекс.Вебмастер с просьбой пояснить причину их наложения и устранить её — удалить неуник, разбавить страницы авторским материалом, добавить всяких фишек — типа уникальных фото, видео, графиков и т.п.

Ты спамный.
Фильтр, который накладывается на сайт за некачественный и переоптимизированный контент. Фильтр «Ты спамный» накладывается на связку запрос-документ, для снятия санкций может потребоваться частичное или полное изменение контента страницы.
Как проверить: если произошла смена релевантной запросу страницы, и в течение нескольких обновлений поисковой базы ситуация не изменилась, стоит задать вопрос в службу поддержки Яндекса через форму на сайте Яндекс.Вебмастер. Если в ответе службы поддержки говорится про «некорректные методы поискового продвижения», то есть вероятность, что вы попали под действие фильтра «Ты спамный».
Что делать: переписать контент угодившей под санкции страницы так, чтобы снизить плотность используемых слов до допустимых значений. Значения можно узнать, проведя анализ текстов конкурентов по ТОПу.

Непот-фильтр.
Фильтр, который накладывается на страницы сайтов-доноров с целью нивелировать ссылочный вес, передаваемый этими страницами. Основными причинами наложения непот-фильтра является наличие на сайте и его страницах большого количества исходящих и нетематических ссылок.
Как проверить: непот-фильтр – один из немногих фильтров, который нельзя диагностировать какими-либо методами, единственный вариант – задать вопрос в службу поддержки Яндекса.
Что делать: периодически производить проверку ссылочной массы на соответствие вашим критериям качества, наблюдать за динамикой роста позиций по запросам. Если видите, что какой-то запрос (группа запросов) длительное время не показывает положительной динамики, а как-бы «залип» на одном месте, то стоит внимательнее присмотреться к ссылочной массе и произвести её чистку.

Поведенческий фильтр.
Фильтр, который накладывается за попытку повлиять на позиции в поисковой выдаче путем манипуляции действиями пользователей, в большинстве случаев – ботов. Действие фильтра может распространяться как на связку «запрос-документ», для которого была зафиксирована накрутка, так и на весь сайт.
Как проверить: задать вопрос в службу поддержки Яндекса, либо воспользоваться инструментом Яндекс.Метрика для определения неестественных источников трафика.
Что делать: во избежание негативных последствий для вашего сайта и позиций по запросам рекомендуется незамедлительно сообщить об этом в службу поддержки сервиса Яндекс.Вебмастер.

Аффилиат-фильтр.
Фильтр, снижающий позиции всех сайтов группы аффилиатов, за исключением наиболее релевантного. Сайтами-аффилиатами принято считать группу сайтов, принадлежащих одному владельцу, и созданных с целью забить собой выдачу по определенным запросам.
Как проверить: воспользоваться сервисом от Евгения Трофименко или задать поисковый запрос в яндексе: “ключевая фраза” domain1.ru | domain2.ru. Если в выдаче показывается только один из сайтов – аффилирование есть. Тот сайт, который показывается в выдаче, является более релевантным указанному запросу. Если сайты незааффилированы, в выдаче будут показываться оба. Если ввести в поисковую строку зааффилировнные сайты без запроса (просто так – domain1.ru | domain2.ru), то получим сайт, который считается доминирующим.

Признаки, по которым Яндекс определят аффилиатов:
1) прямые:
– одинаковая контактная информация (телефоны, адреса, карта);
– одинаковые данные владельца во whois;
– одинаковый хостинг (сайты находятся на одном IP или в одной подсети);
– один и тот же регистратор доменов, одинаковое время регистрации.

2) косвенные:
– похожий дизайн и структура;
– одинаковая CMS;
– пересечение ассортимента товаров /услуг (полное или очень высокое);
– похожий принцип подачи информации (описания товаров/услуг) и т.д.

Принято считать, что поводом для наложения фильтра афиллиатов для Яндекса являются прямые признаки принадлежности сайтов одному владельцу – одинаковые контакты, одинаковые данные whois, один хостинг, похожий дизайн. Но на самом деле это уже давно не обязательно – фильтр может быть наложен и по косвенным признакам. Если у сайтов в какой-то определенной мере пересекается ассортимент, а принцип подачи информации и описания похожи, то уже есть большой риск наложения фильтра.

Что делать: произвести смену контактной информации на попавшем под санкции сайте и выждать время, пока санкции не будут сняты автоматически. Если по каким-либо причинам этого не произошло, стоит написать в службу поддержки сервиса Яндекс.Вебмастер.

Фильтр за неуникальные сниппеты.

Под этот фильтр часто попадают страницы товарных позиций интернет-магазинов, так как описания товаров они «взаимствуют» из одних и тех же источников.
Что делать: нужно найти в выдаче сайты, у которых сниппеты совпадают с вашим, и поменять свой сниппет так, чтобы они отличались.

В общем, всё с Яндексом серьёзно. Понимаю, что такие фразы уже всем надоели, но суть всех рекомендаций по выходу и в принципе по непопаданию под фильтры сводится к одному — делайте нормальный сайт. Уникальный контент, уникальный дизайн (сойдут и переработанные шаблоны), хороший читаемый текст, корректная оптимизация страниц. И будет вам счастье.

С Гуглом всё ещё серьёзнее. Погнали.

Пингвин.
Фильтр, направленный на борьбу c неестественными ссылками, установленными с целью манипуляции поисковой выдачей и параметром PR. Впервые появился в конце апреля 2012 года и уже успел навести достаточно шороху в кругах оптимизаторов.
Как проверить: посмотреть в Google Webmaster Tools не пришло ли вам так называемое «Письмо счастья», в котором говорится об обнаружении неестественных ссылок, ведущих на сайт вебмастера.
Что делать: произвести анализ ссылочной массы вашего сайта и отказаться от «плохих» ссылок через инструмент Disavow links.

Панда.
Фильтр, направленный на борьбу с низкокачественным и неуникальным контентом, который, в большинстве случаев, написан для роботов поисковых систем. По своему действию очень похож на фильтры «Ты спамный» и «Ты последний» от Яндекса.
Как проверить: если в Google Analytics вы видите существенное снижение органического трафика из поисковой системы Google, которое сочетается с существенным падением позиций, вероятнее всего по вашему сайта прошлась «Панда».
Что делать: избавиться от низкокачественного контента (переписать, удалить) и продолжить развивать сайт, наполняя его качественными и полезными для пользователей материалами.

Песочница.
Фильтр, который применяется к новым сайтам, не обладающим нужным доверием со стороной поисковой системы. «Песочница» ограничивает молодые сайты в возможности занимать высокие позиции по ключевым запросам.
Как проверить: косвенным свидетельством наличия данного фильтра на сайте может являться отсутствие видимых результатов продвижения по средне- и высокочастотным запросам для молодого сайта.
Что делать: развивать свой сайт, наполняя его качественным контентом. Попробовать заполучить на него ссылки с «трастовых» тематически близких сайтов, обладающих высоким PR. Все эти действия ускорят выход сайта из «Песочницы», и со временем он сможет занять свое место в топе.

Сопли.
“Google Supplemental Results” — фильтр, который находит на сайте страницы со схожим контентом и перемещает их в дополнительный поиск. Примером таких страниц могут являться страницы с тегами на блогах, или технические дубли страниц.
Как проверить: проверить разницу между общим количеством проиндексированных страниц (запрос site: domen.com) и количеством страниц в основном индексе (запрос site:domen.com/&).
Что делать: избегать появления на сайте бесполезных страниц со служебной информацией и технических дублей.

Фильтр за битые ссылки.
Фильтр, который накладывается на сайт, если на нем обнаружено слишком много битых ссылок. Если количество битых ссылок превышает определенный объем, доверие к сайту может упасть, и он будет понижен в результатах поисковой выдачи.
Как проверить: если есть подозрение на фильтр битых ссылок, то можно проверить сайт при помощи программы Xenu или сервиса Rooletka.
Что делать: с помощью указанных выше программ и сервисов произвести проверку сайта на наличие битых ссылок, после чего исправить или удалить их.

EMD-алгоритм.
Накладывается на т.н. SEO-домены, т.е. домены с прямым вхождением ключа в название.
Как проверить: если у вашего сайта домен с вхождением одного или, что хуже, нескольких ключевых слов, и у вас просели позиции, то есть вероятность, что это дело рук EMD-алгоритма.
Что делать: не использовать SEO-домены, в случае санкций со стороны EMD-алгоритма перенести сайт на другой домен.

Удобство мобильных пользователей.
С 21 апреля 2015 года Google анонсировал то, что в мобильной выдаче будет отдаваться приоритет тем сайтам, у которых есть мобильная версия. То есть сайтам, дружественным мобильным пользователям. Это будет реально удобно — как для пользователей, которым не нужно будет масштабировать страницы сайтов и копаться во всяком ужасе; так и вебмастерам и собственникам сайтов — конверсии с удобных версий сайтов однозначно выше, чем с неудобных. Так что бегите делать мобильную версию. Вот несколько полезных ссылок от Гугла:
Руководство по мобильным версиям сайтов
Проверка удобства просмотра на мобильных устройствах

Оценка ответа сайта.
Если сайт долго грузится, бывает недоступен и содержит на страницах тяжёлые элементы, он будет понижен в выдаче по сравнению с более быстрыми и шустрыми сайтами. Поэтому обязательно проверьте сайт через — Проверку скорости загрузки сайта и выполните рекомендации, предлагаемые Гуглом. Он фигни не посоветует.

Фильтр за неуникальные сниппеты.
Аналогичен фильтру Яндекса.

Детская Панда.
Фильтр накладывается на сайт за обилие рекламы в верхней части страницы, из-за которой не виден контент. «Маленькая панда» направлена на борьбу с MFA (Made for AdSense) сайтами и сайтами, не несущими полезной нагрузки для пользователей.
Как проверить: если в верхней части страниц вашего сайта наблюдается засилье рекламы, и вы заметили снижение позиций в Google, то это может свидетельствовать о наложении фильтра Baby Panda.
Что делать: не делать MFA-сайты, следить, чтобы реклама не мешала пользователю находиться на ресурсе, избегать обилия рекламы в верхней части страниц.

Проверяйте на фильтры сайт перед продвижением. И в процессе не забывайте проверять. Если встал трафик или позиции — первое что нужно смотреть, это фильтры.

Так как я вряд ли бы сам написал столько текста (ибо всё уже написано по сто раз), то выражаю благодарность за материалы Елене Камской и Александру Штейну

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *